ЗАЛ СЛАВЫ
ОРГАН НАРОДНАГА СТОНУ ДИКТУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВСЕ ЗВЕРИ ПОГИБНУТ,
НИКТО НЕ СПАСЕТСЯ


ЧТО ДЕНЬ, ТО КОРОЧЕ
К МОГИЛЕ НАШ ПУТЬ
ЗАЛ СЛАВЫ

Довольно мы уже говорили о белорусской независимой прессе. Она убедительна, апокалиптична, она мила - но довольно о ней, дорогой читатель. Пора показать, что наша официальная пресса не хуже оппозиционной сотрет в порошок любого оптимиста, а заодно заставит Вас содрогнуться от ужаса и предчувствия близкого конца… В нашем Зале Славы мы представляем первого номинанта премии "Золотой манкурт" - главного редактора "Советской Белоруссии" Павла Якубовича. К сожалению, пока мы физически можем опубликовать лишь один из его текстов, но искренне надеемся, что что еще не раз обратимся к трудам Павла Изотовича в дальнейшем. А маэстро, со своей стороны, еще не раз порадует нас новыми инфернальными работами.

Итак, вот эта притча, без правок и искажений, но с нашими небольшими комментариями.

Сказку сделать пылью       Советская Белоруссия 15 января 2002 г.

Павел ЯКУБОВИЧ

Принято считать, что "для художника нет закрытых тем". В теории это действительно так, но все же есть темы, которых не принято публично касаться. Причем иногда добровольное табу вызвано лучшими побуждениями, и некоторая деликатность не представляется чрезмерной. Вот, например, поучительная история, почерпнутая из трудов почтенных исследователей нравов и быта народов Центральной Африки. Обитавшие в болотах Лимпопо крохотные пигмеи, подвергаемые тысяче и одной опасности - муха цеце, злые крокодилы, хроническая бескормица, - едва-едва дотягивали до 30 лет. Меж тем и среди этого народа были свои интеллектуально продвинутые граждане - жрецы. Они-то и постановили наложить табу на слово "смерть". И если очередной пигмей покидал этот бренный мир, то его родня, отводя глаза в сторону, поясняла:
- Он уплыл по реке...
Для чего понадобился этот немудреный эвфемизм? Жрецы, хоть и сами пробавлялись бананами, дошли до правильного понимания хода времен. Ведь если и без того унылую местную жизнь отягощать сложными вопросами философского бытия, то повальный мор начнется лет с 20. А так худо-бедно, но жизнь продолжается.

Наш проницательный читатель, без сомнения, уловил блестящую метафору: вымирающие пигмеи Центральной Африки и граждане страны в центре Европы. Какая сила стона, какая экспрессия, какая роковая, априорная безнадежность - великолепно, просто charmant. Кто осмелится сказать после этого, что стоны - непременный удел независимой прессы? Да отсохнет у такого лгуна его гнусный язык. Оппозиционный журналист стонет у нас по обязанности и так давно, что уже потерял детскую свежесть и невосполнимость своей утраты. Иное дело - журналист официальный, даже придворный, который стонет не по обязанности, а, так сказать, по зову сердца. И когда тонкую кору официального оптимизма пробивает могучая мировая скорбь - тут уж как зверь она зашепчет и захнычет как дитя, подымаясь воистину до космических высот. Но все же сдавленный стон Павла Изотовича мы любим не только за это. Не был бы автор золотым пером нашей Диктублики, если бы не нашел нам корень зла, пусть даже не с целью искоренить таковое, а просто перевести наш ответный гнев в одобренное державой русло. Конечно, и без семи пядей во лбу все знают, сколько зла идет от интеллигенции с ее запросами, культурой и пресловутой "мовай", которая только отвлекает и раздражает общественность. Но кто, кроме Павла Изотовича, смог бы копнуть глубже и вытащить из-под интеллигенции на свет самого главного врага - философские вопросы. Ведь казалось бы, разработан уже БТ и Советской Б. язык приемлемых для всех эвфемизмов (скажем, "экономический рост" или там "социальная стабильность") - ну и пользуйтесь себе на здоровье. Пигмеям, правда, этим особо не поможешь - но а вдруг-таки вымрут помедленнее. Так нет же - не переводятся доморощенные Сократы. Пристают к человеку: зачем живешь, да почему… И ведь воспитывали, ставили на вид - с древнейших времен до наших дней - нет, не унимаются они. Тут новоязик бы какой нашему Государю ввести - глядишь, эвфемизмами мы бы эти философские вопросы чинно-благородно и придушили... Но послушаем далее Павла Изотовича.

Честно говоря, я не раз задумывался над этим фактом, и примитивные жрецы казались мне людьми, исполненными мудрости (Ну, еще бы! Примитивных у нас вообще любят - это так по-христиански. - прим. "Нашего Стогна"). Более того, их тактичности могли бы поучиться некоторые современные кандидаты наук, которые без устали расцарапывают общественные раны и находят это занятие не только увлекательным, но и душеполезным. Вот, например, вопрос билингвизма, или, если угодно, языка в нашей стране. Разве прошедшее и довольно бурное десятилетие не убедило самых увлеченных, что эта деликатнейшая проблема совсем не филологического свойства? Что это чистой воды политика, которая волочет за собой такие популярные словечки, как "погром", "беженцы" и так далее?

Вот бы и успокоиться, помолчать, "табуизировать" страсти, предоставить лучшему судье - Времени - расставить вопросительные и восклицательные знаки. Хотя бы потому, что сегодня это - дискуссия глухих и слепых, на любой аргумент есть контраргумент, на любое "да" - не менее веское "нет".

Это был бы, с моей точки зрения, отличный пример цивилизованного применения "табу".

Вроде бы мелочь, простенькая подмена понятий (вопрос о языке = погром), а какая ностальгическая элегантность. Парой абзацев автор двух зайцев накрывает: и читателя пужает и сам изящно отмазывается. Думаете, приятно - когда со всех сторон тебе в лицо "нацыянально свядомые" кидают всякие обидные слова про слуг режима и прочее. А если с другой точки зрения взглянуть - то вот и выходит у нас Павел Изотович весь в белом, аки ангел-миротворец, с большими красно-зелеными крыльями и пальмовой ветвью в руке. Мы, конечно, не Сербия, и водораздел ислама и христианства по нам не проходит. Да и внутренних конфликтов - собственно внутриэтнических - у нас не было лет пятьсот. Оккупаций было не счесть, и восстаний против них же - сколько угодно, а вот внутренних, гражданских конфликтов что-то и не припомнить. Однако береженого бог бережет. А то ведь начитается наша молодежь Быкова и Короткевича (эти авторы, если разобраться, только про войны и восстания и писали) и пойдет бить русских и поляков с древним кличем: "Святы Юры i Русь!". Поэтому уж лучше подождать, когда "лучший судья" - Время все расставит по своим местам, отложить всякие такие вопросы на потом. Чаша сия нас, понятно, не минет, как не миновала все осколки Советской империи, но чем дольше затянем с ней - тем лучше. Опять же у нас экономический рост, политическая стабильность, а какие успехи просвещения! Да через десять лет у нас этих кандидатов-гуманитариев зловредных и вовсе не будет: они к тому времени сами перемрут, при своей-то зарплате! Тогда и вопрос билингвизма сам собой отпадет, поскольку все население будет говорить на одном языке - трасянке. А уж национальный вопрос оно, это население, легко и быстро разрешит в рамках отдельно взятого еврейского погрома.

Понятно, что про еврейский погром мы шутим - не даст наше государство своих служивых людей в обиду. Но если кто, по причине ложно понятой интеллигентности, начинает болезненно морщиться при самом слове "погром" - это он зря. Мы сами так думали, но Павел Изотович нас переубедил. Слово опять ему.

Иногда, правда, фигура умолчания представляется совсем несимпатичной и даже наносящей ущерб общественному организму. Несколько лет назад Минск был взбудоражен убийством одного знатного бизнесмена. Собственно говоря, примечательной была не столько сама трагедия (бизнесмен - профессия повышенного риска!), сколько личность убитого. Молва приписывала ему вместе с огромным состоянием еще и собственность, в которую входили минские магазины, кафе и развлекательные салоны. И главное - убиенный был не только уроженцем, но и гражданином одной из арабских стран Ближнего Востока.

Некоторые местные мыслители задавались тогда вопросом: как этот господин смог прибрать к рукам столь тщательно оберегаемое государством богатство в виде выгодной недвижимости? Но тема была очень деликатной, и вскоре ее забыли.

А напрасно.

Поскольку даже поверхностное знание некоторых процессов, происходящих не только в Западной Европе, но и в братской России, указывает на гигантскую пробивную предприимчивость выходцев из южных стран. Особенно, когда дело доходит до их внедрения в ресторанный, гостиничный и торговый бизнес. Схематично это выглядит так: сначала в городе появляется всего лишь одно смуглое лицо с приклеенной искренней улыбкой, затем загадочным образом вокруг него группируются близкие родственники, потом друзья, потом друзья друзей. За ними - нефтедолларовая метрополия, и потому в "семье" немало людей состоятельных. И совсем скоро гордая, но небогатая территория сдается на милость победителей. Одновременно с недвижимостью на корню скупаются чиновники, полицейские офицеры, вышибалы и вообще весь полезный для процветания и защиты бизнеса окрестный люд. Вторая серия этого расхожего триллера содержит в себе содержательные страницы о наркотиках, "разборках", нелегальщине и иной экзотике, быстро превращающей патриархальный город в аналог какой-нибудь средиземноморской портовой трущобы.

На Западе, в том числе в Чехии и Польше, о России я уже говорил, обо всем этом сегодня пишут открыто и очень серьезно.

У нас пока стыдливо помалкивают.

И правда, сердце кровью обливается, когда даже в патриархальном немецком Франкфурте возникает перед глазами какой-нибудь люля-кебабник, кишащий смуглыми лицами. Экономическая оккупация - вот что несут белым аборигенам желтые инвайдеры! Тут не до шуток - в той же Германии турок больше, чем где бы то ни было в Европе, даже национальный телеканал на турецком языке вещает. Грустно все это, граждане. Но то, что проблема не только наша, а общеевропейская - в целом не может не радовать. А вдруг именно в этом мы и найдем свое истинное призвание? Расправимся с желто-коричневым супостатом у себя дома, а потом и той же Польше, Чехии, наконец - Германии поможем. Встанем, так сказать, грудью за веру лютеранскую. Одна беда - народ в Европе дикий, нецивилизованный и с культом Отца Нации незнакомый. А потому все спорные вопросы там решают рутинно, через суд, в соответствии со скучным бюрократическим законодательством. У нас об этом и поминать не стоит - слова "закон" вы во всей статье Павла Изотовича не найдете, ищите хоть с лупой, хоть без нее. Да и что поминать законность всуе, когда ее просто нет-с. Слава богу, вчистую ликвидировали в 1996 году, на уровне юридического понятия. При живейшем пропагандистском участии Павла Изотовича. А ту декретность, которая на место закона пришла - да кто ж ее соблюсти может? Даже государственные директора декреты нарушают, чтоб завод работал и чтоб зарплату платить. А иначе им только на паперть с протянутой рукой…. В таких условиях единственный выход - это бить морду инородцам, что, собственно, логически и вытекает из дальнейшего текста.

Меж тем в центре Минска можно найти немало заведений, принадлежащих, скажем так, не колющим пока глаза восточным гостям. Во многих ресторанчиках наблюдается стандартная картинка: за крайним столиком, в углу (они не любят публичности), в окружении юных блондинок о чем-то своем, сокровенном, беседует группка южан. Это и есть владельцы. Заведение оформлено на их жен, как правило фиктивных, либо вообще на дешево купленных посторонних граждан. Но владельцы - они. Тихие, перманентно улыбчивые и с жесткими глазами.

Как случилось, что им фактически уже сегодня принадлежит немалая доля ресторанов, закусочных, казино и иных подобных мест? Загадка...

И вот последняя новость из мира приватизации. Четверть пакета акций самой престижной минской гостиницы "Планета" на днях приобрела некая ливанская фирма "Роби Роз Группа ООО". Приобрела на законных основаниях, в результате тендера. "Перебив" всех конкурентов неслыханной для наших мест суммой.

Детективный колорит здесь, конечно, побоку. Главный вывод для нас в другом - погром погрому рознь. Бить белорусов, евреев, русских, поляков (хотя с поляками вопрос скользкий) - это, разумеется, плохо. Но вот с кавказцами и разными прочими косоглазыми арабами надо бы и разобраться. Ведь чем берут эти черно…смуглые лица? Деньгами. У них деньги есть, а у нас денег нет. А почему? Так ведь ответ очевиден - смотри в начало. Потому что мы пигмеи, обреченные на вымирание. Откуда у пигмеев деньги? И чижу понятно, что их нет и быть не может. А политический режим, экономический режим, "Советская Белоруссия" и лично Павел Изотович здесь совершенно не при чем. А вот мы, все остальные, кажется, хороши - стыдливо замалчиваем, вместо того, чтобы в грызло дать.

"Какие к этому могут быть комментарии?" - пишет далее политкорректный автор. Думайте хоть сто лет, читатель, все равно не догадаетесь.

Конечно, все это пишется не для того, чтобы разбудить у какого-нибудь дремучего индивида расовые инстинкты. Беларусь - открытая страна, и паспорт инвестора - вещь, как говорится, десятая. Кроме того, следует отделять человека, привозящего на Комаровский рынок собственноручно выращенную хурму, и тихого коммерсанта, планомерно и с далеко идущими целями оптом скупающего увеселительные заведения. Понятно также, что вышеупомянутые ливанцы не унесут в Бейрут минскую "Планету", она останется у нас. Но, повторюсь, когда я вижу на экране очередную битву разъяренной "арабской молодежи", потомков ласковых покупателей пабов, с лондонской либо парижской полицией, то удовлетворенно шепчу: - Как хорошо, что это не у нас...

Некоторые тенденции, однако, говорят, что если процесс пустить на самотек, то "картинка" может вполне реально ожить в Минске, Бресте, либо Витебске...

Так что, уважаемые читатели, есть, конечно, вещи, о которых полезно промолчать, а есть и такие, о которых нужно говорить вслух. Чем раньше, тем лучше.

Так что же, - спросит читатель, - будем бить всяких нацменов или не будем? Нет ответа. Однако, тайна. Загадка. Коан-с.


НА ГЛАВНУЮ ГЛОССАРИЙ КАК НАДО ПРАВИЛЬНО СТРАДАТЬ ЗА СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА ГЕНЕЗИС СТОНА В ПОМОЩЬ КРИТИКУ ЗАЛ СЛАВЫ

Hosted by uCoz